Борьба с терроризмом, терроризм в России, Кавказ, СНГ, в мире, аналитика, как это было, спецслужбы, фотографии Террору НЕТ - хроника террора, терроризм в России, Кавказ, СНГ, в мире, аналитика, спецслужбы, как это было, история терроризма, фотогаллерея

Форма входа

Rambler's Top100 Paid.vg | View Ads, Get Paid

Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

  

  
$$$ для web-мастеров
Download.in.UA - Энциклопедия программ! Кольцо Патриотических Ресурсов Борьба с терроризмом, терроризм в России, Кавказ, СНГ, в мире, аналитика, как это было, спецслужбы, фотографии
В гильдию
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Мини-чат

200

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Rambler's Top100 Кольцо Патриотических Ресурсов Rambler's Top100


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 20.05.2024, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Саксонский Легион (Legio Saxon)
Главная | Регистрация | Вход
Про Кельтов


Кельты в Западной Европе в V-I вв.



Целый ряд важных перемен в социально-экономическом строе и культуре кельтских племен знаменует собой переход от раннего железного века - гальштатта - ко второй его фазе, получившей название от поселения Ла Тен у Невшательского озера в Швейцарии.

Это поселение сделалось известным в 1857 г. после некоторого понижения уровня воды в озере и начало раскапываться в 1874 г. Оно, без всякого сомнения, некогда контролировало важные торговые пути и жило за счет взимания пошлин. Здесь было найдено немалое количество оружия, которое вскоре стало рассматриваться как один из наиболее характерных признаков разных фаз латенской культуры. Само это название со временем сделалось вполне традиционным для обозначения периода V-I вв. для территории континентальных кельтских областей и несколько более позднего времени - для кельтов Британии и Ирландии, хотя материал поселения Ла Тен и не охватывает столь обширной эпохи.

Уже в прошлом веке был предложен ряд принципов периодизации латена. Признанная в настоящее время периодизация, построенная на синтезе различных концепций, выглядит так: фаза 1а (450-400 гг.) 1b (400-300 гг.), 1с (300-250 гг.), 2а (250-150 гг.), 2b (150-75 гг.), 3 (75 г.-начало новой эры). Эта периодизация принята для западных территорий кельтского мира, но, как всякая схема, она не может отразить всей совокупности местных вариантов развития культуры и общества (подробнее об этом см. ниже).

Центральноевропейские культуры латенского времени рассматриваются в свете несколько иной хронологии: первый период (до 400 г.) - своего рода подготовительная стадия формирования культуры, 400-250 гг. - период кельтской экспансии, 250-125 гг. - время экономического расцвета и складывания традиционных социальных отношений и, наконец, 125-50 гг. - период наивысшего развития кельтских укрепленных поселений - оппидумов и экономических контактов между ними. Последние пятьдесят лет до новой эры характеризуются, по мнению исследователей, упадком оппидумов и разрушением экономического уклада общества под давлением германских племен.

Периодизация латенской эпохи в любом из ее вариантов строится на анализе художественных особенностей памятников и на эволюции прежде всего таких предметов, как вооружение, украшения и керамика.

Сам по себе рубеж между гальштаттским и латенским периодами, не совпадающий в разных регионах кельтского мира, везде достаточно отчетлив: от господствовавшего дотоле геометрического стиля наблюдается переход к совершенно иному, как бы вдруг открывшемуся для восприятия самых разнообразных средиземноморских мотивов и претворившему их (пальметки и пр.) в изысканные комбинации волнообразных линий и сложных сочетаний, покрывавших как предметы роскоши, так и обиходные вещи. Постепенно менялся и сам облик предметов.

В кельтском вооружении латенского времени (прежде всего мечи, кинжалы и наконечники копий) прослеживается четкая эволюция, ранние фазы которой унаследованы от гальштаттского времени. Размер наиболее ранних латенских мечей не превышает 40-50 см, их серпообразная рукоять часто бывает украшена выразительнейшими гротескными масками, мотивы которых заимствованы из средиземноморского репертуара. Ножны, делавшиеся из бронзы или железа, оканчивались шарообразным или полукруглым украшением. Наиболее древние мечи, наследники гальштаттского времени, имеют прорезные миндалевидные окончания. Впоследствии мечи становятся длиннее - до 80 см. Ножны начинают украшаться заимствованным также на юге, но доведенным кельтами до высокой степени совершенства S-образным орнаментом. Этот стиль иногда характеризуется как стиль "красивых мечей". Наиболее поздние мечи еще более удлиняются, их ножны часто получают деревянную обкладку, а оконечность самого меча становится не заостренной, а полукруглой. В связи с удлинением мечей, предназначенных для иного типа боя, вновь возрождается кинжал, причем его антропоморфная рукоять напоминает мечи более раннего времени.

Диодор Сицилийский сообщает нам, что кельты очень любили украшения (V, 27), и его сведения находят массу подтверждений в кельтской литературе Ирландии. Среди украшений наибольшей любовью пользовались фибулы и торквесы (гривны). Фибулы являлись в кельтском мире массовой продукцией, изменение стиля которой дает надежные хронологические точки отсчета.

Как и оружие, фибулы в своей эволюции продолжают развитие, начавшееся в гальштаттский период. Непосредственным прототипом латенских украшений являются фибулы с сильно изогнутой дужкой, удлиненной ножкой и многовитковой пружиной. Фибулы раннелатенского стиля весьма разнообразны и неоднородны стилистически. В их украшении начинают искусно воплощаться зооморфные и антропоморфные мотивы, иногда применяются украшения из коралловых бусин. Затем тип фибул несколько меняется: дужка их становится менее изогнутой, количество витков на пружине уменьшается, а на оконечности дужки часто помещается изукрашенный диск. Фибулы этого типа переходят во второй период латена, и здесь их дужка часто утолщается посередине и украшается геометрическим узором. Такие фибулы приобрели общекельтский характер и встречаются на огромных территориях от Богемии до запада Франции. Постепенно фибулы приобретают все более функциональные формы и начиная с III в. до н. э. часто изготовляются просто из куска бронзовой проволоки, хотя во все времена встречаются железные и серебряные экземпляры.


Торквес был чрезвычайно популярным украшением кельтов и также предоставляет исследователям много хорошо датируемых вариаций. В отличие от фибул торквесы были мало распространены в Европе гальштаттского времени, и их массовое производство падает именно на латенский период. Их находят почти исключительно в женских погребениях, хотя на многих изображениях, как кельтских так и античных, мы видим украшенных ими мужчин. Торквес нес на себе следы не вполне ясной нам религиозной символики. Его нередко приносили в дар божеству, а с некоторыми богами он прямо ассоциировался как непременный их атрибут.

Наиболее ранние гривны имеют очень простые формы и сделаны из изогнутой бронзовой трубки или цельного куска бронзы. Наконечники их невелики сравнительно с более поздними образцами. Редко встречаются очень красивые гривны, украшенные ложным двойным плетением. Чем дальше, тем украшение становится все более сложным, включает рельефный орнамент и даже антропоморфные и зооморфные мотивы.

Среднелатенский период характеризуется торквесами гладкими или витыми, с массивными печатевидными наконечниками, скреплявшимися Т-образными застежками. От этого же времени до нас дошло несколько драгоценных золотых гривн очень тонкой работы. С ними сосуществуют самые простые экземпляры с полыми наконечниками, которые выходили из крупных ремесленных центров северо-востока Франции. Позднейшие гривны становятся все более массивными.

Итак, начало V в. до н. э., время, когда кельты попадают в поле зрения античной исторической традиции, совпадает со значительными сдвигами в их культуре. Без всякого сомнения, параллельно происходили и серьезные перемены в общественном укладе этих племен. Их более или менее непосредственным итогом явились обширные миграции кельтов, затронувшие италийские и, несколько позже, греческие центры культуры античности. Военное давление кельтов на эти области было многократно исторически зафиксировано и может быть оценено достаточно объективно. Между тем экспансия кельтов в южном направлении была лишь частью обширного процесса, приведшего к проникновению латенской культуры на большую часть запада Европы. Понять лежащие в основе этого процесса факторы можно, опираясь лишь на данные археологии. Та или иная интерпретация археологических источников в большей степени зависит от того, какое соотношение видится между миграцией предметов (и некоторых характеризующих культуру навыков вообще) и миграцией более или менее значительных масс населения. Причем имеется в виду не проникновение на значительные расстояния отдельных редкостных вещей средиземноморского или местного производства (которыми могли обмениваться представители аристократии в галыптаттское время), а сравнительно массовое распространение целых культурных комплексов.

Вопрос об упомянутом соотношении до сих пор не решен однозначно. Ряд ученых полагают, что распространение художественных стилей, таких, как вальдальгесхеймский (возникший вслед за так называемым "ранним стилем" прирейнской области), возможно лишь при условии движения ремесленников вместе с большими группами населения. Однако намечается и более дифференцированный подход к проблеме, решение которой осложняется малой исследованностью ремесленных мастерских латенского времени, вызванной неразработанностью раскопок поселений сравнительно с могильниками. Ученые выделили ряд групп предметов, отражающих различные аспекты ремесленной деятельности позднего железного века. Выяснилось, к примеру, что большинство орнаментированных мечей (и их ножен), несмотря на черты близкого сходства, изготовлялись в достаточно узких локальных границах либо в ограниченном количестве мастерских, либо несколькими переходящими из одного поседения в другое мастерами высокого класса. То же можно сказать и о знаменитых украшенных зеркалах юго-запада Британии. Это не мешало отдельным экземплярам совершать длительные путешествия и оказывать влияние на местное производство. Другие предметы, в частности те же фибулы и некоторые виды керамики, могли изготовляться специально на экспорт, иногда в очень отдаленные районы. Такое положение не является типичным только для железного века - оно характерно и для эпохи бронзы.

Основной вывод из сказанного заключается в том, что каждый вариант местного производства необходимо изучать комплексно, учитывая не только стилистические особенности находок и их художественные характеристики, но и механизм ремесленного производства в целом. Такой подход позволяет точнее оценить ход проникновения латенской культуры в различные районы. Особенно показательна в этом смысле периферия кельтского мира. Население Арморики (Бретани) (известные античным авторам племена осисмиев, венетов и др.) ставит перед историками и археологами немало проблем, касающихся прежде всего его происхождения. Хотя полуостров относительно беден памятниками раннего железного века в более древних культур, все же можно заключить, что общественные отношения и культура развивались здесь достаточно преемственно вплоть до латенской эпохи. В то же время, как и везде, признаки этой культуры появляются и на этом крайнем западе Европы, постепенно наслаиваясь на местные традиции и переплетаясь с ними. Раньше в этом видели следствие миграций кельтских племен "новой волны", постепенно подчинивших себе местное население. Сейчас этот процесс представляется гораздо более сложным. Отдельные предметы типично латенского облика могли проникать в Арморику самыми различными путями. Латенская орнаментация каменных стел могла появиться и как итог проникновения очень небольших групп людей, и как подражание отдельным металлическим предметам. Возможно, имели место и передвижения ремесленников. Недавние исследования показали, что изменения художественного стиля в упомянутом районе можно связать с четко прослеживаемой картиной каких-то социальных потрясений, падающих на рубеж IV и III вв. до н. э. (покинутые или разрушенные поселения и пр.). Что произошло в точности, пока неясно, но, скорее всего, именно тогда в Арморику могли проникнуть более или менее крупные отряды пришельцев, политически и культурно подчинившие себе местных жителей. Это предположение, конечно, не исключает возможности и более ранних крупных миграций, ибо нам известны примеры, когда подобные переселения почти не оставляли археологически достоверных следов (историческое переселение кельтов из Британии в Арморику в V-VI вв. н. э.).

Косвенное подтверждение указанной выше датировки можно найти на юго-западе Франции, где в V в. до н. э. мы тоже обнаруживаем первые следы латенского стиля. Тем не менее здесь вопрос о сколько-нибудь заметных перемещениях населения, как кажется, не стоит, ибо большинство памятников раннего латена подвергаются на территории Аквитании и Лангедока явному и доминирующему влиянию местных художественных традиций. Все говорит в пользу устойчивости достаточно долго развивавшейся тут социальной и культурной среды.

Влияние латена сталкивается и переплетается на этих землях с античными, иберийскими и другими традициями. Напротив, с начала III в. до н. э. ситуация меняется - перед нами очевидные следы вторжения на юго-запад Европы довольно крупных контингентов пришельцев (разрушенные и оставленные поселения, новые структурные явления в экономике и культуре). Иными словами, распространение латенской культуры далеко не непосредственно связано с движениями этнических групп, и, кроме того, оно сильно зависело от той среды, которую встречало на своем пути.

В чем же был первоначальный импульс тех миграций, которые в разное время и с разной интенсивностью захватили огромные территории Европы? Ряд ученых связывают вторжение кельтов на арену истории с формированием кельтского этноса как такового. Однако культурная преемственность между гальштаттской и латенской эпохами в центральноевропейской зоне противоречит такому утверждению. Скорее нужно говорить о дезинтеграции прежде существовавшего уклада жизни кельтских племен, вызвавшей серьезные последствия. Причины своеобразного нарушения равновесия в кельтской среде большая часть исследователей видят в быстро достигаемой перенаселенности отдельных районов в условиях относительно малопродуктивной экономики. Значительную роль в этом процессе могли сыграть и возросшие социальные противоречия внутри кельтского общества. Какое бы объяснение ни принять, вряд ли можно свести все миграции к одному типу. Можно думать, что в среде этих племен были известны традиции, подобные "священной весне", однако наряду с ними имели место более или менее дальние завоевательные походы, переселения целых народов (подобные исходу гельветов накануне галльских войн Цезаря), а также ежесезонные перекочевки скота, иногда на довольно большие расстояния.

Мир Кельтов
Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго-восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуосторов. Кельтские племена не преминули продвинуть свою культуру в массы, например, о железных орудиях труда до них никто и понятия не имел, все больше исплользовали медь да серебро. Также до появления кельтов никто даже не догадывался, что повозки на колесах - отличное транспортное средство, незаменимое при освоении новых территорий.



В V веке до н.э. кельты прочно оккупировали территорию Франции, Британию, затем добрались до Балканского полуострова и, наконец, до юга Италии - 390 год до н.э. как раз отмечен в истории как варварское нападение на Римскую империю и безнаказанное мародерство кельтов, более известных, как галлы.

Но несмотря на то, что кельтских племен было очень много, единого языка у них не было. На юге Британии говорили на кельтском диалекте, в центральной Британии - на британском, в Галии - на галльском. Одно несомненно - в дохристианскую эпоху в Европе доминировал кельтский язык.

Сегодня же имя кельтов в большей степени связывают с Ирландией, которая из всех древних очагов кельтского мира больше других сохранила в первозданоом виде старые традиции и многовековой уклад жизни.

Когда кельты прибыли в Ирландию - неизвестно. Эти племена не зря прозвали загадочным народом ("secret people"). Друиды - кельтские жрецы, главенствующие в обществе, не только запрещали записывать какие-либо знания своего племени, но и жестоко карали за ослушание. Кто знает, может быть они были правы - ведь в те славные времена друид мог заставить голосом пролить дождь на бесплодную землю, помирить несколькими словами противоборствуюшие армии или навеки усыпить их. Справился ли современный человек с грузом такого знания?

Помимо своего былого могущества, кельты прославились многими вещами, которые принято связывать с мировой культурой.

Это и известный цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, и заметный след в политической жизни всего мира. Достаточно вспомнить "диких гусей" МакМагана и О'Нейла - героев наполеоновских войн, генерала Брюса - известного московского ученого и "чернокнижника", жившего в Сухаревской башне, президента США Джона Ф. Кеннеди, Рональда Рейгана и многих-многих других. Это и замечательная традиционная народная музыкальная трациция, самая древняя из сохранившихся в Европе. А кто из нас не знает (или хотя бы не слышал) имен всемирно известных актеров, в которых течет кельтская кровь: Шон Коннери, братья Алек, Уильям и Дэниел Болдуины, Том Круз, Лайэм Нисон, Пирс Броснан, Дэниэл Дэй-Льюис - кто скажет, что они не талантливы и не привлекательны! В модельном бизнесе кельтский тип красоты представляют красавица-блондинка Кирсти Хьюм и красавица-шатенка Мишель Бехенна. А уж о кельтах-представителях музыкального бизнеса и говорить не стоит: U2 и Cranberries, Шинейд О'Коннор и Бой Джордж, Лайэм и Ноэл Гэллахеры из Oasis и Boyzone... Дальше перечислять?

Поговаривают даже, что лишь благодаря урокам неудавшегося Дублинского Пасхального восстания В.И. Ленин смог разработать безошибочный план осенней кампании 1917 года. Но факт этот ни подтвержден, ни опровергнут.

Зато точно известно, что ирландские монахи, потомки диких кельтов-галлов, строили монастыри на Киевской Руси и плавали в Америку за сотни лет до викингов и Христофора Колумба. Еще кельты варят самое лучшее пиво на свете, верят в эльфов (фэйри, волшебный народец), обожают хорошо заваренный чай и своих детей, любят заниматься сексом (после чего сразу же бегут в церковь замаливать грехи) и перемывать косточки своим знакомым. Они - просто замечательные рассказчики, и, как вы уже поняли, очень похожи своим характером на нас с вами.
Символика Кельтов

Кельтский крест

Кельтский крест с христианским уклоном

Кельтский крест — равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни. Существуют многочисленные примеры изображения креста и круга. Обычно их называют «солнечными крестами».

Символизирует солнце, воздух, землю и воду в единстве. Обозначает цикличность и замкнутость. Крест появился в Ирландии, до VIII века.

В 80-х годах XX века Кельтский крест стал символом White Power — движения Белых расистов и скинхэдов, исповедующих идеи превосходства Белой расы над всеми небелыми. Основные задачи белых расистов — сохранение и преумножение Белой расы.


Ирландская мифология

В Ирландии существует популярный миф, что кельтский крест появился на острове благодаря Св. Патрику — миссионеру, обратившему Ирландию в христианство. Согласно ему, кельтский крест — это объединение креста, символа христианства, и символа солнца, чтобы дать обращённым в христианство из язычества идею о важности креста, связав его с идеей языческого солнечного божества.


Copyright MyCorp © 2024